ГлавнаяМенеджментБизнес справочникЧем различаются западные и российские программы MBA?

Чем различаются западные и российские программы MBA?

В 1950- 1960-х годах в Америке и за рубежом утвердилась классическая двухгодичная модель программы МВА. Первый год посвящался освоению обязательных базовых дисциплин, а второй был отдан специализации.

Первоначально студентами бизнес-школ становились вчерашние выпускники университетов. Сегодня ситуация меняется и все больше американских школ требуют, чтобы поступающие на курсы МВА обладали некоторым производственным опытом.
Гарвардский метод ситуационного анализа (способ, позаимствованный в юридических школах) обозначил начало перехода к эмпирическим методам обучения, основанным на накопленном опыте. Другие школы быстро стали последователями новой концепции.
«Изучение реальных ситуаций открывало перед студентами возможность практического применения полученных знаний, - говорит Пол Дейнос из школы Така. - Позже в процессе обучения были произведены еще большие перемены в сторону приближения к реальности, когда студенты в ходе учебы начали работать нал конкретными проектами для настоящих клиентов".

В Европе, однако, утвердилась другая модель программы МВА. Один из бывших профессоров Гарварда основал в 1958 году в Париже школу INSEAD и сегодня эта международная бизнес-школа располагается в Фонтеибло. Международный институт развития менеджмента (International Institute for Management Development,IMD) был создан в Лозанне (Швейцария) в 1946 году. В Великобритании к менеджерским школам Хенли (Henley Management College), Ашридж (UK Ashridge Management College) и Кранфилд (Cranfield School of Management) в 1965 году присоединились Лондонская (London Busines School,LBS) и Манчестерская (МВS) школы бизнеса.
Однако, хотя некоторые новые школы взяли на вооружение американскую двухгодичную модель обучения, в подходе школ INSЕАD и IМD проявляется европейский практицизм. Они отказались от американской модели в пользу одногодичной программы МВА, рассчитанной на студентов, обладающих определенным производственным опытом. Европейские школы придают особое значение наличию практического опыта у абитуриентов, и их студенты, имеющие два-три года менеджерского стажа, постарше своих американских коллег.

Европейские школы отличаются более прагматичной направленностью, и неотъемлемой частью подготовки специалистов в них является работа над реальными проектами. Американские школы, напротив, намного больше внимания уделяют результатам вступительных тестов и нередко принимают на обучение студентов, почти не имеющих практического опыта или вовсе неопытных. Для 1960-1970-х годов были характерны два разных подхода: американские школы продолжали добиваться академической славы, а европейские - культивировать близость к миру реального бизнеса.

К концу 1970-х годов программы МВА прочно заняли свое место, но апофеоз этой формы образования пришелся на период бума 1980-х годов. Неожиданно возникла ситуация дефицита выпускников бизнес-школ. Неизбежная рецессия, случившаяся в начале 1990-х годов, способствовала известному отрезвлению делового сообщества. С этого началось сближение между американскими и европейскими бизнес-школами. Такие школы, как LBS и INSEAD стали уделять больше внимания исследованиям, а американские школы стремятся приблизиться к реалиям корпоративного мира.

Одним из факторов изменений являются технические достижения, сделавшие возможным заочное обучение. "Это было сменой не только способа преподавания учебной программы, но и ее содержания - произошел отказ от традиционного ситуационного анализа в пользу анализа текущих реальных ситуаций", - говорит профессор Колин Иден, директор британской бизнес-школы Стратклайд (Strathclyde Graduate Business School). Стал иным и состав студентов. Успех позволил с большей разборчивостью отбирать студентов. Ландис Габель - первый заместитель декана программы МВА в школе INSЕАD и выпускник Уортона в 1967 году - утверждает, что растущая престижность бизнес-школ привлекает в них сегодня самых одаренных студентов.

В отличие от американского и европейского, бизнес-образование в России развивалось форсированными темпами, и менталитет русского человека все еще не готов принимать то, что пришло к нам извне. Диплом, полученный в России, ценится меньше западного. По мнению экспертов, этому есть следующие объяснения.
1) Российское бизнес-образование значительно дешевле западного, кейсы наполнены примерами из российской действительности, а работники не покидают пределов России.
2) Российские дипломы пока молоды и пока еще не успели завоевать соответствующий авторитет.
3) На отечественном рынке МВА присутствуют не только высококачественные программы, но и суррогаты.
4) Не хватает преподавателей-практиков. Работники ВУЗа не подходят для бизнес-образования.

Преимущества получения степени МВА в России:
1. Учеба без отрыва от работы.
2. Стоимость программы (обычно, российские программы стоят в 8-10 раз дешевле западных).
3. Учитывается местная специфика
4. В российские школы легче поступить.

Главное – эффективность курса МВА зависит от преподавательского состава, материальной базы учреждения образования, организации учебного процесса, общения слушателей между собой и от практического опыта «соседей» по парте. Конечно, МВА – это не панацея. Отзывы работодателей об образовании в российских школах бизнеса остаются весьма сдержанными. «МВА – это бизнес-ПТУ, дающее набор базовых экономических знаний и управленческих инструментов, – убежден Владимир Романенко, президент компании «Кемпинг-2000», выпускник ЕМВА Института бизнеса и делового администрирования. – А реальное повышение уровня профессионализма управленца по-прежнему зависит от конкретного человека: на МВА тоже есть свои «троечники» и «хорошисты». По данным опроса, проведенного в ноябре 2005 года компанией Begin Group, более половины слушателей российских бизнес-школ уверены, что иметь степень МВА престижно и что наличие диплома МВА увеличивает шансы устроиться на желаемую работу.

По тем же данным, большая часть студентов приходят в российские бизнес-школы, чтобы получить новые знания (72%), а также чтобы систематизировать уже имеющиеся (52%). Развивать при помощи МВА собственную карьеру намерены 55% слушателей, а 45% рассчитывают приобрести полезные связи. 40% студентов российских бизнес-школ - это руководители компаний, 34% - средний менеджмент, 13% - владельцы компаний, 10% слушателей составляют специалисты. Для каждой из перечисленных категорий бизнес-школы предлагают соответствующий курс обучения.

Самые популярные программы МВА ориентированы на общий и стратегический менеджмент. Тем не менее в отечественных бизнес-школах учатся сотрудники не только российских организаций (хотя их абсолютное большинство – 74,8%), но также западных (10,2%) и совместных предприятий (15%). Образование МВА в России имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые признают работодатели, выпускники и участники рынка. Среди них: связи и контакты, полезные для ведения бизнеса в России; системные представления о специфических особенностях рынка – таких, как юридическая база, налогообложение, структура фондового рынка; невысокая по сравнению с зарубежными программами стоимость обучения (средняя стоимость – $8000 за два года, за рубежом – $40 000 (без проживания и других расходов).

Ежегодно диплом МВА в России получают 5000 – 7000 человек. С точки зрения поступающих на программы школ бизнеса, в бизнес-образовании сложилась неопределенная ситуация: чем одна школа бизнеса отличается от другой, точно не знает никто. Даже в Российской ассоциации бизнес-образования нет данных о всех участниках рынка (их в России около 100, 80 работают в Москве и Санкт-Петербурге).

Возврат к списку