ГлавнаяО компанииПресса о насВ ЛИНК не приходят случайные люди

В ЛИНК не приходят случайные люди

В ЛИНК не приходят случайные люди

Душа обязана учиться. Вот так, перефразировав известное стихотворение Николая Заболоцкого, можно начертать формулу успеха и, заодно, обозначить жизненное кредо директора Регионального центра Международного института Менеджмента ЛИНК, кандидата педагогических наук Татьяны Суетовой. Педагог от бога, она учится даже сейчас, являясь руководителем образовательного учреждения.

Иногда студенты меня спрашивают: «Вам-то зачем учиться?»

И что вы отвечаете, Татьяна Александровна?

<Отвечаю, что хочу попробовать тот образовательный продукт, который предлагаю. Знаете, один из моих студентов даже пошутил: «Вот я работаю в фармацевтической отрасли, неужели мне необходимо пробовать все таблетки, которые я продаю?». Но в том-то и дело, что образование – не таблетки, не панацея…

Не панацея? А я думала, что вы предлагаете стопроцентные рецепты успешности в бизнесе…

Конечно же, нет. Мы даем современный инструментарий, с помощью которого можно решать проблемы на своем конкретном рабочем месте. Мы не предлагаем однолинейные схемы, предлагаем варианты. Допустим, пять подходов к принятию решения. Более того, каждый подход предполагает выбор той или иной специальной техники, с помощью которой он реализуется. Можно ходить по кругу, и пять раз подряд, методом проб и ошибок, искать единственно верное решение. Кому-то, наверное, везет больше, и выход из тупиковой ситуации находится с первого раза. Как бы то ни было, решение придется принимать самостоятельно, универсальных подсказок нет. Как правило, «рецепты стопроцентного успеха» и выхода из «любой сложной ситуации», вкупе с «10 методами стать миллионером» предлагают брошюры, не имеющие ничего общего с программами Открытого британского университета.

Татьяна Александровна, можно сказать, что ЛИНК своеобразная альтернатива академическому образованию, университетскому, к примеру? Или, быть может, коррекция? Допустим, выпускник пришел на работу и понял, что объема знаний, полученного в ВУЗе, ему не хватает, на практике все иначе.

Альтернатива - понятие другого ряда, предполагающее деление на черное и белое. Существуют разные уровни образования. Те программы, которые предлагаем мы, относятся к уровню повышения квалификации и переподготовки. Это не второе и даже не третье. Это дополнительное профессиональное образование, т.е. постдипломное в международной системе. К нам приходят люди, которые считают, что профессиональный рост – процесс перманентный и останавливаться на достигнутом нельзя. Коррекция – тоже не совсем уместное позиционирование тех образовательных технологий, которые мы предлагаем нашим студентам. К нам приходят не те, кто не имеет опыта и хочет его добрать. Опыт приобретается другими путями. Мы строим обучение на уже имеющемся опыте тех, кто получает у нас образование. Теоретические концепции помогают им переосмыслить собственный уже имеющийся профессиональный багаж и на этой основе построить новый опыт. Знаете, у нас нет случайных людей. Все, кто оказался здесь, четко понимают, зачем они сюда пришли, что им нужно.

Я понимаю, что у каждого свои поводы продолжить образовательный процесс и все же, если можно, одним словом, какой мотив характерен для многих ваших студентов?

Стремление к самосовершенствованию, т. е. к развитию своей компетентности, карьеры и вообще желание быть успешными!

Признаюсь, трудно в это поверить. Вот если бы вы сказали: «Их объединяет желание больше зарабатывать, вооружившись нашими технологиями…»

Поверьте, это далеко не так. Ошибочно думать, что сегодня людей интересует только деньги. Мы провели исследование влияния на мотивацию менеджеров различных экономических и социальных факторов среди руководителей, обучающихся у нас в ЛИНКе. Так вот, выяснилось, что на первое место они ставят содержание работы. Мерилом успешности перестают быть денежные знаки. Опрошенные руководители признались, что получают удовлетворение от работы, чувствуя признание своих успехов, своего профессионализма. А зарплата занимала только четвертое место, серди 8 позиций. Мало просто получать хорошую зарплату! 


vipuskniku.jpg

Просто, наверное, к вам приходят люди, для которых вопрос финансовой обеспеченности уже решен...

На самом деле, очень разные. Уникальность программ Открытого британского университета заключается еще и в том, что здесь, за одной партой могут встретиться глава транснациональной компании и выпускник школы.

И топ-менеджеров не смущает соседство с недавними школьниками?

У нас люди снимают галстуки, погоны, все мы становимся равными участниками образовательного процесса. Кстати, может быть руководителю крупного холдинга или банка как раз и придет в голову то самое нестандартное решение после совместного тренинга с людьми разных профессий и статусов. В бизнесе нельзя «бронзоветь».

Татьяна Александровна, если уж у нас зашел разговор о топменеджерах и руководителях транснациональных компаний, «нарисуйте» портрет идеального руководителя. Каким он должен быть, какими обязательным качествами обладать?

Я очень осторожно отношусь к понятиям «идеальное» и «совершенное». В природе нет ничего идеального и совершенного, но все к этому стремится. Настоящий управленец - это прежде всего, стратег - с иным типом мышления, профессионал с большой буквы, и, конечно же, самодостаточный. Если он не умеет смотреть за горизонт, не видит перспектив, рано или поздно обязательно начнутся профессиональные трудности. К сожалению, это качество сегодня встречается не так уж часто. Все"таки большинство управленцев – тактики.
Есть, конечно, и другие профессиональные качества, без которых не обойтись на руководящей работе: способность управлять собой, правильно расставлять приоритеты, управлять стрессами, не быть конфликтным, уметь делегировать полномочия…Но это уже качества второго ряда, а стратегический подход – из разряда концептуальных.

Говорят, короля делает свита. Насколько важно для руководителя наличие команды? Или это не обязательно?

Команда не просто важна – она необходима. В большинстве случаев новый руководитель приходит не с командой, а со «своими людьми». С кем"то вместе работали раньше, кого"то посоветовали…В принципе, у разрозненных, ничем не скрепленных кроме пребывания в одном офисе, людей всегда есть возможность стать одним целым. Люди в команде должны уметь выполнять разные роли и должны брать на себя ответственность.

А как определить - команда ли это или просто «свои люди»?

У людей команды личные цели совпадают с целями организации. В команде всегда есть такое понятие как «доверие». Руководитель должен доверять если не каждому своему сотруднику, то хотя бы ряду людей, составляющих костяк команды. Иначе ему придется делать все самому, делегировать полномочия будет некому, ведь для этого нужно доверие.

Татьяна Александровна, а может руководитель добиться высоких результатов от заурядного сотрудника? Силой, так сказать, управленческого таланта.

Вот я себя считаю хорошим педагогом. И, тем не менее, если студент сам не захочет получать образование, совершенствоваться, я ему ничем помочь не смогу. Нельзя заставить человека думать, к чемуто стремиться, если желание не вызрело в нем самом. Это двусторонний процесс навстречу друг другу. 


kollektiv.jpg

А кто должен сделать первый шаг? Все-таки руководитель?

Есть разные подходы. Все зависит от контекста. От конкретной ситуации, культуры, структуры, целей, ценностей организации. Но опыт подсказывает, что подход снизу вверх – более действенный. Если инициатива идет сверху, она по определению встречает большее сопротивление персонала.

Татьяна Александровна, оказывается в работе управленца так много психологических моментов. Впору психологическое образование получать. В институте менеджмента можно обучиться всем этим тонкостям?

В наших программах нет специальной психологической терминологии, но лежит мощный психологический пласт. Мы формируем практические умения управлять стрессом, и управления конфликтом. Ну и, конечно же, умения понимать поведения людей. Это очень важная тема для руководителя. Люди должны восприниматься руководителем такими, какие они есть, а не такими, какими он хочет их видеть.

В основе образовательных программ Открытого британского университета и Международного института менеджмента лежат технологии, разработанные британскими специалистами. Между тем, мы привыкли считать, что у России «особенная стать», и к нам не применим зарубежный опыт. Может быть, стоит адаптировать программы под особенности российской действительности?

О, этот вопрос мне не раз задавали студенты, особенно поначалу, в девяностых. Ведь наш институт на рынке образовательных услуг края с 1993 года. Я всегда отвечала следующее: «Если британские программы приблизить к российским условиям, адаптировать под наши особенности, мы так никогда и не достигнем международного уровня». Сейчас, в связи Болонским соглашением, вхождением России в единое образовательное пространство, подобных вопросов практически не стало.

А можно с документами об окончании ваших программ устроиться работать за рубежом?

Конечно можно. Ведь это документы международного образца. Впрочем, они признаны и министерством образования России. Например, одна из наших студенток, без проблем устроилась работать в Германии, предъявив профессиональный сертификат в области менеджмента Открытого британского университета. Она даже прислала мне открытку с благодарностью, что в свое время я уговорила ее закончить программу «Менеджер-профессионал».

Татьяна Александровна, вот объясните, как вы, заслуженный учитель, завуч школы, попали в институт менеджмента? Вроде бы полярные вещи: менеджмент и российская школа.

Я не считаю, что это полярные вещи, они как раз должны быть совместимы. Но попала я в институт менеджмента действительно случайно. Правда, в мире нет случайностей. Все закономерно. Я так воспитана, что для меня одной из важнейших ценностей являлось и является образование. Когда директор школы, в которой я работала, предложила мне вместо нее пойти учиться в институт менеджмента (первый набор был только руководителей образования), с радостью согласилась. Здесь я нашла то, чего мне не хватало, и к чему я подспудно стремилась. Знаете, я еще в школе начала практиковать интерактивные уроки, во время которых ученики вовлечены в образовательный процесс. И учитель является не ментором, а участником, только наделенным большими полномочиями. Учитель управляет образованием учащихся, находясь при этом вместе с учениками, а не по другую сторону «баррикад».

Вы сказали, что для вас образование является ценностью. А для других, становится ли образование общероссийской ценностью?

Во всяком случае, процесс формирования понятия «образование», как некой ценности общества начался. Я сужу по своим слушателям. Если раньше многие, узнав о нашем институте, говорили: «Вот заработаю деньги, сделаю карьеру и приду к вам учиться», то теперь я вижу другой подход. Люди сначала учатся, берут кредит на обучение, а уже потом зарабатывают деньги. Пришло понимание, что профессионал, управленец высокого уровня не может быть необразованным, невооруженным современными знаниями, технологиями, практиками. Мир меняется, растет конкуренция и сегодня образ успешного предпринимателя, пришедшего в бизнес, что называется «от сохи», уходит в прошлое.


Автор:  Юлия Рахимкулова
Опубликовано:  The CHIEF 2/03

Возврат к списку